ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"
Здравствуйте, уважаемые читатели!Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 11/2011Смотрите в конце выпуска:
Рекомендации Минфина России по реализации Федерального закона N 83-ФЗСодержаниеГосударственные (муниципальные) учреждения Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение деятельности учреждений Правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) учреждений Государственные (муниципальные) учрежденияВ этом разделе Рекомендаций Минфин России приводит определения всех типов государственных (муниципальных) учреждений: – казенного (в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ); – бюджетного (в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях (далее – Закон об НКО); – автономного (в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон N 174-ФЗ)). Отмечено, что согласно пункту 14 статьи 31 Закона N 83-ФЗ автономные учреждения, созданные до дня вступления в силу данного закона в сферах, не предусмотренных статьей 2 Закона N 174-ФЗ, подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона N 83-ФЗ, то есть в срок до 10 мая 2011 г. Минфин России справочно отмечает, что в соответствии с законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений", внесенным в Госдуму РФ, наряду с реорганизацией или ликвидацией учреждений предусмотрена возможность изменения их типа. При этом ликвидировать, реорганизовать или изменить тип указанных учреждений необходимо будет уже до 1 января 2012 г. В связи с указанной справкой Минфина России отметим, что закон, о котором идет речь, уже принят и вступил в силу 21 июля 2011 г. Это Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее – Закон N 239-ФЗ). Закон N 239-ФЗ действительно внес существенное изменение в пункт 14 статьи 31 Закона N 83-ФЗ. Установлено, что автономные учреждения, созданные в сферах, не поименованных в статье 2 Закона N 174-ФЗ или в других федеральных законах, и в отношении которых в срок до 1 января 2012 г. не принято решение об их реорганизации, ликвидации или изменении типа, с 1 января 2012 г. автоматически становятся бюджетными учреждениями. Причем никаких дополнительных решений для этого принимать не требуется. Автономные учреждения, созданные в не предусмотренных законом сферах, просто станут бюджетными. Соответственно, с 1 января 2012 г. прекратятся полномочия наблюдательных советов автономных учреждений. Есть, однако, некоторые исключения. Данная норма не распространяется на фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), бизнес-инкубаторы и микрофинансовые организации, созданные до 1 января 2011 г. в форме автономных учреждений. Данные организации смогут и дальше осуществлять свою деятельность в форме автономных учреждений. Согласно новому пункту 14.1 статьи 31 Закона N 83-ФЗ, внесенному Законом N 239-ФЗ, учредители автономных учреждений, созданных в непредусмотренных сферах, должны в течение одного месяца обеспечить: – внесение в уставы учреждений изменений, вытекающих из изменения типа учреждения; – открытие лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований). Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение деятельности учрежденийМинфин России отмечает, что предоставление услуг подведомственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета. При этом задание является ключевым управленческим и мотивирующим инструментом учредителя и основой для финансового обеспечения деятельности учреждений. Отмечено, что для казенных учреждений формирование задания не является обязательным. Оно формируется лишь в том случае, если такое решение примет главный распорядитель бюджетных средств. Финансирование деятельности казенного учреждения (в том числе выполнения задания, если оно сформировано) осуществляется на основании бюджетной сметы (статьи 69.2, 161 БК РФ). Минфин России отмечает, что объем задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов (по решению учредителя). Поэтому важнейшей задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование и доведение задания, а также соответствующее финансовое обеспечение его выполнения в форме субсидии. Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, то бюджетные и автономные учреждения должны быть заинтересованы в увеличении объема услуг и спроса на услуги за счет повышения их качества. В связи с тем что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны появляться новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений (опять, к сожалению, не уточняется, какие инструменты и направления контроля имеются в виду). Минфин России отмечает, что органы власти наряду с формированием задания для учреждений, входящих в подведомственную сеть, могут также: – разместить государственный заказ на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью заключения государственного (муниципального) контракта на оказание соответствующих услуг (выполнение работ). Исполнителем по контракту в этом случае может стать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (статья 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ). В таком случае услуги (работы) исполнителя будут оплачиваться не путем предоставления субсидий, а в порядке, предусмотренном для оплаты контракта; – предоставить субсидии некоммерческим организациям, не являющимся учреждениями, на оказание ими в соответствии с договорами государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) для физических и (или) юридических лиц (статья 69.1, пункт 2 статьи 78.1 БК РФ). Предоставление услуг двумя последними способами может быть целесообразным при отсутствии государственных (муниципальных) учреждений, специально созданных для оказания определенных услуг. Органы власти вправе самостоятельно решать, какой из этих двух способов выбрать. По мнению Минфина России, такой подход создает дополнительные условия для развития конкуренции и в конечном счете приводит к повышению качества услуг. Помимо субсидий на оказание услуг, бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ). Примером таких субсидий являются: – гранты; – субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями; – субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений (несмотря на то что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений исключена, учредитель вправе оказать помощь подведомственным учреждениям для расчетов с кредиторами); – другие субсидии. Порядок определения объема и условия предоставления этих субсидий определяет соответственно высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация. Кроме этого, согласно пункту 5 статьи 79 БК РФ, из соответствующих бюджетов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции – капитальные вложения в основные средства учреждений (средства на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества, строительство новых объектов). Порядок предоставления бюджетных инвестиций также определяет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация. Правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) учрежденийОтмечено, что бюджетные учреждения становятся новыми субъектами правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 94-ФЗ), приобретая статус "иных заказчиков". При этом "иными заказчиками" они выступают при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, независимо от источников финансового обеспечения исполнения соответствующих заказов (пункт 1 статьи 4 Закона N 94-ФЗ). С 1января 2011 г. иные заказчики заключают гражданско-правовые договоры от имени учреждения, а не государственные или муниципальные контракты от имени соответствующего публичного правового образования. Порядок размещения заказа казенными учреждениями остался таким же, каким был для бюджетных учреждений до вступления в силу Закона N 83-ФЗ. Что же касается автономных учреждений, то размещение ими заказов на закупки товаров, работ и услуг для собственных нужд не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ. Между тем Минфин России обращает внимание, что при осуществлении бюджетных инвестиций федеральные автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ. Такое положение установлено Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 "О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в строительство государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений". Сообщено также, что с 1 января 2011 г. действует единый официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг как для государственных (муниципальных) нужд, так и в интересах иных заказчиков – бюджетных учреждений (www.zakupki.gov.ru). Отметим, что Минфин России почему-то не сообщил о правилах закупки товаров, работ, услуг автономными учреждениями, которые будут действовать с 1 января 2012 г. Такие правила установлены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ), вступающим в силу 1 января 2012 г. Согласно Закону N 223-ФЗ каждое автономное учреждение должно будет разработать свое Положение о закупке, а наблюдательный совет автономного учреждения – утвердить его. Положение о закупке будет являться документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика (в данном случае автономного учреждения). Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договоров. Автономные учреждения в срок до 1 апреля 2012 г. должны будут разместить Положения о закупке на своих сайтах. Если учреждение этого не сделает, то до дня размещения на сайте Положения о закупке ему необходимо будет руководствоваться Законом N 94-ФЗ. При этом после 1 июля 2012 г. размещать Положение о закупке автономному учреждению необходимо на официальном сайте. Напомним, что официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации озакупках является сайт www.zakupki.gov.ru. Если автономное учреждение будет создано после 1 января 2012 г., то ему также даются три месяца для того, чтобы разместить Положение о закупке на соответствующем сайте. В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 11/2011 читайте также:Цели и задачи Закона N 83-ФЗГосударственные (муниципальные) услугиПравовое регулирование имущественных вопросовИсполнение публичных обязательствКонтроль учредителя за деятельностью подведомственных учрежденийПорядок организации работ по реализации положений Закона N 83-ФЗ (логика шагов)План работ по реализации положений Закона N 83-ФЗ
Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 11/2011НатюрмортРазмещение заказа на поставку товаров (работ, услуг) путем проведения электронного аукционаРекомендации Минфина России органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по реализации Федерального закона N 83-ФЗ Госзаказ в вопросах и ответахНовое в законодательстве Кроссворд "Минфин рекомендует"
Подписка на наши изданияПодписка на почтеОформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов. С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart Подписка в Издательском домеУдобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction Альтернативная подпискаОформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter
Наши электронные рассылки: |