ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО" Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность" Здравствуйте, уважаемые читатели! Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 7/2011 Смотрите в конце выпуска: Приобретение бюджетным учреждением ГСМ Положения нормативных локальных актов учреждения Учет горюче-смазочных материалов Нормы расхода ГСМ Нормы, разработанные самим учреждением Безусловно, значения норм расхода ГСМ, которые приведены в Методических рекомендациях N АМ-23-р, не "взяты с потолка". Напротив, они технически оправданы и подтверждены испытаниями, а большое число поправочных коэффициентов позволяет скорректировать расход ГСМ до того значения, которое должно быть при соответствующих условиях эксплуатации автомобиля. Но, как мы уже сказали, вводить в качестве норм расхода ГСМ нормы Минтранса России учреждения не обязаны. По всем или части своих автомобилей учреждение вправе применять эти нормы или разработать свои. Для автомобилей, для которых нет общих официальных норм, разрабатывать собственные нормы, руководствуясь технической документацией, предоставленной изготовителями таких автомобилей, советует и Минфин России (письма от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640, от 14 января 2009 г. N 03-03-06/1/15). Более того, поскольку в Методических рекомендациях N АМ-23-р нет норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на некоторых автомобилях, отопителей салонов, Минтранс России рекомендует организациям – владельцам такого автотранспорта определять нормы самостоятельно. Это сделать предлагается исходя из данных технической документации или иной информации, предоставленной заводами-изготовителями. Помимо разработанных норм расхода ГСМ приказом по учреждению устанавливают величины поправочных коэффициентов к этим нормам, а также период применения зимней надбавки к ним в соответствии с районом эксплуатации автомобилей. Лучше, если он будет совпадать с периодом, который рекомендован для того же района в Методических рекомендациях N АМ-23-р. Также отдельно надо установить нормы расхода ГСМ при ремонте, техосмотрах и в других случаях, не связанных с использованием автотранспорта для поездок (перевозок). Разрабатывая собственные нормы и поправочные коэффициенты к ним, можно исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, определенных заводом-изготовителем, контрольных замеров ГСМ. Также могут учитываться простои в пробках, сезонные колебания потребления топлива и другие параметры. И, конечно, при разработке своих норм и порядка их применения надо в любом случае внимательно изучить советы, которые даны в Методических рекомендациях N АМ-23-р по автомобилям соответствующего типа. Нормы, разработанные специализированными организациями Учреждение может использовать новые модели, марки и модификации автомобилей, для которых Минтранс России еще не установил нормы расхода ГСМ. В этих случаях специализированная научная организация – Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) по индивидуальным заявкам разрабатывает нормы для этих автомобилей. Такая рекомендация содержится в Методических рекомендациях N АМ-23-р, а также в письмах Минфина России (например, письма от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223 и от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640). Продолжение примера 2. В городе N-ск, где расположено Федеральное казенное учреждение, проживает 750 000 человек. Учреждение располагает парком автомобилей, в числе которых микроавтобус ГАЗель ГАЗ-3302-288 с двигателем марки УМЗ-4216 мощностью 106,7 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач и легковой автомобиль Skoda Fabia 1.4 с рабочим объемом двигателя 1,397 л, мощностью двигателя 68 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач. ГАЗ-3302-288 потребляет бензин АИ-92, а Skoda Fabia – АИ-95. В таблице, представленной в пункте 7.1 "Легковые автомобили отечественные и стран СНГ" Методических рекомендаций N АМ-23-р, нет показателя базовой нормы расхода для ГАЗ-3302-288. А для Skoda Fabia в таблице 7.2 "Легковые автомобили зарубежные" указана базовая норма расхода: она составляет 7,7 л / 100 км. В учетной политике Федерального казенного учреждения установлены следующие размеры базовых норм расхода топлив: – для ГАЗ-3302-288 – 14,5 л / 100 км; – для Skoda Fabia 1.4 – 7,7 л / 100 км. Учетной политикой Учреждения утверждены поправочные коэффициенты. При расчете суммарных поправочных коэффициентов в отношении названных автомобилей были учтены следующие: – для ГАЗ-3302-288: – 10% в связи с тем, что маршруты микроавтобуса, как правило, пролегают на дорогах общего пользования II и III категорий со сложным планом; – 10% в связи с тем, что автомобиль используется более 8 лет, а его общий пробег более 150 000 км; – для Skoda Fabia 1.4: – 10% в связи с тем, что автомобиль используется более 8 лет, а его общий пробег более 150 000 км; – 7% в связи с тем, что на автомобиле установлен кондиционер, который используется при движении. Кроме того, в связи с тем, что население города N-ск составляет 750 000 человек, базовые нормы расхода топлив обоих автомобилей увеличиваются на 15%, а в зимнее время – еще на 10% (согласно Приложению 2 к Методическим рекомендациям N АМ-23-р). Итого, суммарные значения поправочных коэффициентов равны: – для ГАЗ-3302-288 – 35% (10% + 10% + 15%) – в летний период, а в зимний период – 45% (35% + 10%); – для Skoda Fabia 1.4 – 32% (10% + 7% + 15%) – в летний период, а в зимний период – 42% (32% + 10%). Согласно требованиям учетной политики норма расхода бензина в отношении автомобиля, вышедшего из капитального ремонта, увеличивается на 10%. Повышение нормы, связанное с обкаткой автомобиля после капитального ремонта, действует до тех пор, пока пробег такого автомобиля после капитального ремонта не достигнет 10 000 км. Капитальный ремонт микроавтобуса ГАЗ-3302-288 закончился в мае 2011 г. Начиная с 1 июня 2011 г. суммарный поправочный коэффициент надбавки к норме расхода ГСМ микроавтобуса ГАЗ-3302-288 увеличили еще на 10%: с июня 2011 г. до тех пор, пока отремонтированный микроавтобус не проедет 10 000 км, будут применять суммарный поправочный коэффициент в размере 45% (35% + 10%). Величина суммарного коэффициента в зимний период скорее всего останется прежней (45%), поскольку микроавтобус к наступлению зимнего сезона пройдет расстояние больше 10 000 км. Контроль расходования ГСМ Инструкцией N 157н установлено требование об утверждении субъектами учета порядка организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля. Такой порядок устанавливают в соответствующем разделе учетной политики. В порядке осуществления внутреннего финансового контроля устанавливают перечень контрольных мероприятий, порядок проведения проверок (их периодичность, условия, при которых назначают внеочередные проверки, требования к процедурам проверок, контролируемые параметры и т.д.). Учреждение, эксплуатирующее автотранспорт, должно контролировать правильность отражения следующих параметров, характеризующих использование ГСМ: – показания одометров автомобилей; – остатки автомобильного топлива в баках автомобилей; – применяемые нормы расхода ГСМ. Контрольные мероприятия проводит постоянно действующая комиссия учреждения, состав и полномочия которой руководитель утверждает приказом. В состав комиссии включают представителя администрации учреждения, ответственного за эксплуатацию автотранспорта (механика, другого сотрудника, выпускающего автотранспорт), представителя бухгалтерии, занимающегося учетом ГСМ и т.д. Результаты проведения контрольных мероприятий фиксируют в актах, формы которых определяют в разделе учетной политики, посвященном порядку осуществления внутреннего финансового контроля. Пробег автомобилей фиксируют в путевых листах и в журнале снятия показаний одометра. Тем не менее, время от времени нужно проконтролировать, верно ли в путевых листах зафиксирован пройденный километраж. Для этого периодически составляют акты снятия показаний одометра. Инструкцией N 157н это правило не регламентировано, но оно закреплено в Инструкции по получению, хранению, выдаче и учету топлив и смазочных материалов в автотранспортных предприятиях. РД-200-РСФСР-12-0053-84, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 27 июля 1984 г. Ее нормы для государственных (муниципальных) учреждений необязательны, но их можно использовать как рекомендации при организации контроля за сохранностью государственного имущества. Также периодически (лучше – ежемесячно) надо проводить замеры количества ГСМ в баках автотранспорта. Подтверждение применяемых норм расхода ГСМ фактическим – более сложная задача: надо замерить фактический пробег автомобиля, фактически израсходованное при этом количество ГСМ, а затем рассчитать фактическую норму расхода топлива. Это делают в течение одного дня (смены) обычной работы автомобиля. Продолжение примера 2. В разделе "Порядок организации, обеспечения и осуществления внутреннего финансового контроля" учетной политики Федерального казенного учреждения установлено, что внеочередная проверка базовой нормы расхода бензина проводится после прохождения автотранспортным средством капитального ремонта. В мае 2011 г. микроавтобус ГАЗ-3302-288 прошел капитальный ремонт. В соответствии с требованиями учетной политики старший бухгалтер Боброва инициировала процедуру внеочередной проверки соответствия фактической нормы расхода бензина установленной в учетной политике. Для чего она поручила ответственному за эксплуатацию автотранспорта Мишину подготовить и организовать контрольный замер расхода бензина на этой машине. Проверку назначили на 30 июня 2011 г., когда микроавтобус должен был совершить поездку по типичную маршруту. Перед выездом замерили количество бензина в баке (65 л) и отметили показания одометра (156 977 км). После возвращения микроавтобуса вновь замерили остаток горючего в баке (12 л) и отметили показания одометра (157 229 км). Итоги проведения контрольного мероприятия оформили в Акте контрольного замера расхода бензина. Расчет нормы производили в следующем порядке. Сначала определили фактический расход бензина на 100 км – 21,032 л (53 л / 252 км). Затем из величины фактического расхода выделили базовую норму. При расчете базовой нормы расхода ГСМ учитывали, что на момент проведения проверки суммарный коэффициент надбавки к норме расхода, установленный для данного микроавтобуса ГАЗ-3302-288,составляет 45%. Базовая норма расхода бензина составила 14,5 л на 100 км (21,032 л / 1,45). На следующий день Акт утвердил директор Федерального казенного учреждения. "Утверждаю" Директор Федерального казенного учреждения Иванов Иванов И.И. " 1 " июля 20 11 г. Акт контрольного замера расхода бензина АИ-92 для автомашины ГАЗель ГАЗ-3302-288 Комиссия в составе: главного инженера Николаева Н.Н., ответственного за эксплуатацию автотранспортных средств Мишина Р.А., старшего бухгалтера Бобровой М.Н. составила настоящий акт о том, что ею 30 июня 2011 г. произведен контрольный замер расхода топлива на автомобиле ГАЗ-3302-288 (государственный номер 123 АБВ 161) пробегом на расстояние 248 км по маршруту Федеральное казенное учреждение – Склад Госрезерва (г. N-ск) – Военный госпиталь – Федеральное казенное учреждение. В ходе замера установлено: На начало контрольного замера в баке было 65 (Шестьдесят пять) литров бензина марки АИ-92. На конец контрольного замера в баке осталось 12 (Двенадцать) литров бензина марки АИ-92. Дозаправка и сливание топлива в ходе контрольного замера не производились. Режим движения – смешанный (20% – городской, 80% – загородный). Итого расход бензина за время замера составил 53 (Пятьдесят три) литров. Показания спидометра: На начало замера 156 977 (Сто пятьдесят шесть тысяч девятьсот семьдесят семь) км. На конец замера 157 229 (Сто пятьдесят семь тысяч двести двадцать девять) км. Итого пробег во время замера составил 252 (Двести пятьдесят два) км. В результате контрольного замера определена базовая норма расхода (при нормальных условиях) топлива на 1 км пробега 0,145 (Ноль целых сто сорок пять тысячных) л/км и на 100 км пробега 14,50 (Четырнадцать целых пятьдесят сотых) л/км. Главный инженер Николаев Николаев Н.Н. 30 июня 2011 г. Ответственный за эксплуатацию автотранспорта Мишин Мишин Р.А. 30 июня 2011 г. Старший бухгалтер Боброва Боброва М.Н. 30 июня 2011 г. В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 7/2011 читайте также: Положения нормативных локальных актов учреждения Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Организация учета талонов на ГСМ Расчет с подотчетными лицами по выданным топливным талонам Порядок оформления, и возврата выдачи путевых листов Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 7/2011 Летний день Приобретение автомобильного топлива по безналичному расчету Возмещение ущерба, причиненного имуществу учреждения работником Особенности привлечения к материальной ответственности военнослужащих Особенности применения материальной ответственности к сотрудникам органов внутренних дел Ежемесячные дополнительные выплаты офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ Новое в законодательстве Кроссворд "ГСМ" Подписка на наши издания Подписка на почте Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов. С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart Подписка в Издательском доме Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction Альтернативная подписка Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter Наши электронные рассылки: |