ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО" Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность" Здравствуйте, уважаемые читатели! Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 7/2011 Смотрите в конце выпуска: Приобретение бюджетным учреждением ГСМ Положения нормативных локальных актов учреждения Учет горюче-смазочных материалов Бюджетный учет ГСМ Согласно Инструкции N 157н горюче-смазочные материалы учитывают на счете 0 105 33 000 "Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения". Аналитический учет ГСМ ведут в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц. Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству. ГСМ принимают к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая в общем случае не подлежит изменению. Приходуют автомобильное топливо, полученное на АЗС поставщика на основании авансовых отчетов сотрудников учреждения, к которым приложены кассовые чеки АЗС или другие документы, свидетельствующие об отгрузке ГСМ. Поступление ГСМ, полученных на АЗС поставщика, отражают в Журнале операций расчетов с подотчетными лицами. На фактические расходы горючее списывают на основании путевых листов сотрудников учреждения. При этом следует руководствоваться распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее – Распоряжение N АМ-23-р). Фактические расходы определяют так. Величину фактического пробега, указанную в путевых листах, умножают на норму расхода бензина (с учетом поправочных коэффициентов) и на стоимость одного литра бензина. Про нормы расхода ГСМ рассказано ниже. Что касается стоимости литра списываемого бензина, то учреждение должно установить в учетной политике, по какой стоимости списывают ГСМ: по фактической или по средней фактической. Установленный порядок нельзя менять в течение отчетного года. Учреждению, использующему в своей деятельности большое количество топлива, удобнее применять списание по средней фактической стоимости. Ее рассчитывают в конце месяца по каждой группе ГСМ (бензин, охлаждающие жидкости и пр.). Расчет производят делением общей фактической стоимости группы ГСМ с учетом стоимости остатка ГСМ на начало месяца на общее количество ГСМ в группе с учетом остатка начало. Выбытие ГСМ отражают в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Продолжение примера 2. В учетной политике Федерального казенного учреждения установлено, что списание стоимости бензина на расходы производится по фактической стоимости. Нормы расхода ГСМ Под нормой расхода топлива или смазочных материалов понимают установленное значение потребления данного вида ГСМ при работе конкретного автомобиля. Это значение отражают в базовой или транспортной норме расхода ГСМ по определенной единице автотранспорта. Нормы расхода ГСМ утверждает руководитель. Причем нормы устанавливают для каждой марки, модели и модификации автомобилей, которыми владеет учреждение. Нормы должны соответствовать реальным условиям работы автотранспорта. При этом расход топлива на такие хозяйственные нужды, как технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др., в состав данных норм не включают, а устанавливают отдельным приказом. Поскольку нормы и поправочные коэффициенты к ним служат основой при организации внутреннего контроля за расходованием ГСМ в учреждении, то их утверждают в разделе учетной политике, посвященном организации и обеспечению внутреннего финансового контроля. Учитывая специфику своей деятельности и условия эксплуатации автотранспорта, учреждение вправе на основе приказа своего руководителя применять нормы расхода ГСМ: – установленные Минтрансом России; – разработанные самим учреждением; – рассчитанные специализированной организацией. Нормы Минтранса России Действующие сегодня нормы расхода ГСМ содержатся в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных Распоряжением N АМ-23-р (далее – Методические рекомендации N АМ-23-р). Как следует из наименования документа, его нормы не обязательны к применению, а носят рекомендательный характер. И на это неоднократно указывали арбитражные суды (например, постановления ФАС Уральского округа от 8 февраля 2005 г. N Ф09-103/05-АК, ФАС Северо-Западного округа от 2 июля 2009 г. N А66-8895/2008). В Методических рекомендациях N АМ-23-р с разбивкой по видам автотранспортных средств установлены нормы расхода: – топлива для автомобилей общего назначения отечественных, стран СНГ и зарубежных; – топлива для специального и специализированного подвижного состава на шасси автомобилей; – смазочных материалов. Нормы Минтранса России не учитывают расход топлива на технические, гаражные и прочие нужды, не связанные непосредственно с процессом перевозок пассажиров и грузов. Если учреждение решит применять нормы Минтранса России, в приказе руководителя об установлении норм расхода ГСМ достаточно будет дать ссылку на Методические рекомендации N АМ-23-р, дублировать приведенные в нем нормы не обязательно. В Методических рекомендациях N АМ-23-р установлены нормы расхода для следующих видов топлива: – бензин (в литрах); – дизельное (в литрах); – сжиженный нефтяной газ (СНГ) (в литрах СНГ); – сжатый природный газ (СПГ) (в нормальных метрах кубических СПГ). Нормы определены на 100 км пробега автомобиля. Автомобили общего назначения К автомобилям общего назначения в Методических рекомендациях N АМ-23-р отнесены легковые автомобили, автобусы, бортовые грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны, медицинские автомобили. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм расхода топлива: – базовая норма в литрах на 100 км пробега автомобиля в снаряженном состоянии; – транспортная норма в литрах на 100 км пробега при проведении транспортной работы автобуса и самосвала; – транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля. Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива. Она учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации по правилам дорожного движения. Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров и конкретной массы перевозимого груза. По месту непосредственного использования автотранспорта на основе базовой или транспортной нормы устанавливают эксплуатационную норму. Она представляет собой норму расхода топлива в условиях реальной эксплуатации автотранспорта, принятую учреждением по каждому автомобилю, которым оно владеет. Эксплуатационные нормы для автотранспорта разных типов (легковые автомобили, грузовики, автобусы и пр.) рассчитывают по формулам, приведенным в Методических рекомендациях N АМ-23-р. Результатом такого расчета является значение нормативного расхода ГСМ по тому или иному автомобилю, определенное исходя из конкретных технических и эксплуатационных характеристик машины. В целях более точного расчета эксплуатационной нормы используют поправочные коэффициенты (надбавки и скидки) к норме расхода топлива, учитывающие специфику эксплуатации автомобиля (дорожно-транспортные, климатические и другие условия). В Методических рекомендациях N АМ-23-р приведены минимальные и максимальные значения повышающих поправочных коэффициентов – надбавок к норме расхода топлива. Также в нем предусмотрены сроки действия зимних надбавок по регионам России. Например, в Оренбургской области применять зимнюю надбавку можно 5,5 месяцев в году (с 15 октября по 31 марта), в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Краснодарском крае – 3 месяца (с 1 декабря по 1 марта), а Таймырском, Эвенкийском автономных округах, в Республике Саха (Якутия) – 7 (с 15 октября по 15 мая). Конкретные значения коэффициентов устанавливают региональные (местные) органы власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений властей – руководители учреждений в отношении своих транспортных средств. При этом руководители не могут выходить за рамки, определенные Минтрансом России. Независимо от того, кому дано право устанавливать величину поправочных коэффициентов – местной администрации или самим учреждениям – их размер, а также сроки действия зимних надбавок обязательно должны быть утверждены приказом руководителя учреждения. Следуя Методическим рекомендациям N АМ-23-р, учреждения могут повышать нормы расхода топлива, то есть использовать надбавку к норме, в случаях, перечисленных в табл. 1. Таблица 1 Условия, при которых повышают норму расхода автомобильного топлива | Размер поправочного коэффициента (включительно), % | Работа в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны | от 5 до 20 | Работа на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности при высоте над уровнем моря: | – от 300 до 800 м (нижнегорье) | до 5 | – от 801 до 2 000 м (среднегорье) | до 10 | – от 2 001 до 3 000 м (высокогорье) | до 15 | – свыше 3 000 м (высокогорье) | до 20 | Работа на дорогах общего пользования: | – I, II и III категорий со сложным планом | до 10 | – IV и V категорий | до 30 | Работа в городах с населением: | – свыше 3 000 000 человек | до 25 | – от 1 000 000 до 3 000 000 человек | до 20 | – от 250 000 до 1 000 000 человек | до 15 | – от 100 000 до 250 000 человек | до 10 | – до 100 000 человек в городах и крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров и т.д.) | до 5 | Работа, требующая частых технологических остановок (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) | до 10 | Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных и т.п. грузов, движение в колоннах и при сопровождении и других подобных случаях: | – с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20–40 км/ч | до 15 | – с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч | до 35 | Обкатка новых и вышедших из капитального ремонта автомобилей | до 10 | При централизованном перегоне автомобилей | – своим ходом в одиночном состоянии или колонной | до 10 | – при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии | до 15 | – при перегоне – буксировке в строенном состоянии | до 20 | Эксплуатация автомобилей: | более 5 лет с общим пробегом более 100 000 км | до 5 | – более 8 лет с общим пробегом более 150 000 км | до 10 | Работа грузовых автомобилей, фургонов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также работа автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри учреждения | до 10 | Работа специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом | до 20 | Работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях: | – для дорог I, II и III категорий | до 35 | – для дорог IV и V категорий | до 50 | Простои автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим правилам запрещается выключать двигатель, и в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем | до 10 от базовой нормы за один час простоя | Использование кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля | до 7 от базовой нормы | Использование кондиционера или установки "климат-контроль" на стоянке с работающим двигателем | до 10 от базовой нормы за один час простоя | Работа в зимнее или холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов | до 10 от базовой нормы за один час простоя | Нормы расхода топлива снижаются до 15% при использовании автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м). Если к автомобилю применяют сразу несколько поправочных коэффициентов, норму расхода устанавливают с учетом их суммы (разности). Например, одновременно могут применяться зимняя надбавка, надбавка за поездки в городе с большой численностью населения и надбавка за обкатку автомобиля. Минтранс России признает, что перечень надбавок, содержащийся в Методических рекомендациях N АМ-23-р, нельзя считать исчерпывающим. Ведь условия эксплуатации автотехники, изменения техногенного, природного и климатического характера многообразны, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п. могут заметно отличаться в разных регионах и организациях. Поэтому при необходимости по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств допускается уточнять или вводить отдельные поправочные коэффициенты (надбавки), предварительно согласовав их с Минтрансом России. Автомобили специального назначения У учреждений силовых ведомств могут быть не только обычные транспортные средства, но и спецавтомобили (специальный и специализированный автотранспорт). Спецавтомобили не только перевозят пассажиров и грузы, но и выполняют работы с помощью установленного на них специального оборудования. В соответствии с Методическими рекомендациями N АМ-23-р спецтранспорт подразделяют на две группы: – автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.); – автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.). При эксплуатации таких автомобилей топливо расходуется не только на их передвижение, но и на работу оборудования. В Методических рекомендациях N АМ-23-р даны значения индивидуальной нормы расхода топлива на пробег (л / 100 км) спецавтомобиля и нормы на работу оборудования (л/час), установленного на спецавтомобиле. Нормативное значение расхода топлива на спецтранспорте также определяют по формулам, приведенным в Методических рекомендациях N АМ-23-р. При этом используют те же поправочные коэффициенты, что и при расчете нормативного расхода топлива на автомобилях общего пользования. Однако если на автомобиле работает спецоборудование, нормативное значение можно корректировать только с помощью зимней надбавки и надбавки за работу в горной местности. В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 7/2011 читайте также: Положения нормативных локальных актов учреждения Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Организация учета талонов на ГСМ Расчет с подотчетными лицами по выданным топливным талонам Порядок оформления, и возврата выдачи путевых листов Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 7/2011 Горюче-смазочные материалы Возмещение ущерба, причиненного имуществу ведомства работником (окончание) Вопросы-ответы Новое в законодательстве Кроссворд "Горюче-смазочные материалы" Подписка на наши издания Подписка на почте Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов. С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart Подписка в Издательском доме Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction Альтернативная подписка Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter Наши электронные рассылки: |