Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность

среда, 3 июня 2009 г.

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N6/2009




ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 6/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 6/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Электронный аукцион

Т.П. Ерофеева, консультант учебно-методического центра по государственным закупкам Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,

Е.А. Пластинина, консультант учебно-методического центра по государственным закупка Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Сегодня мы вновь будем говорить о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно об электронном аукционе.

Развитие добросовестной конкуренции и равенства участников размещения заказов; эффективное использование бюджетных средств, проявляющееся, в частности, в том, чтобы при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий исходили из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; открытость и прозрачность государственных закупок – основные цели, на достижение которых направлен действующий с 2006 г. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 94-ФЗ).

В наибольшей степени отвечает этим требованиям такой способ размещения заказа, как аукцион в электронной форме. Не случайно и в средствах массовой информации, и в официальных выступлениях представителей Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы России, Торгово-промышленной палаты звучит призыв к использованию именно этой формы торгов.

Законодатель предлагает все новые правила организации и проведения электронного аукциона для всех субъектов размещения заказов: как для заказчиков, органов, уполномоченных на размещение заказов, так и для участников данного процесса – потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг.

Необходимость электронных аукционов в нашей стране весьма велика, поскольку территориальные разрывы между заказчиками и потенциальными участниками размещения заказа зачастую не позволяют оперативно реагировать на возникающие государственные и муниципальные нужды с помощью бумажного носителя информации и своевременно представлять заинтересованным лицам свои предложения.

Преимущества электронного документооборота между субъектами размещения заказа очевидны. Это сокращение и временного промежутка на взаимодействие, и расходов для организации процедуры размещения заказа и участия в ней.

Кроме того, отсутствие в публичном доступе информации, идентифицирующей участников аукциона до момента выявления победителя, позволяет снизить риски, влияющие на возможность возникновения субъективных отношений между заказчиками и потенциальными поставщиками.

Таким образом, сама суть проведения аукциона в электронной форме предполагает повышение конкуренции закупочной процедуры, в том числе и по возможности участия в ней субъектов малого предпринимательства, и по ее прозрачности, что, безусловно, положительно влияет на эффективность и результативность размещения заказа и на расходование бюджетных средств.

Порядок проведения открытого аукциона в очередной раз претерпел изменения, которые вступят в силу 1 июля 2009 г. Они внесены Федеральным законом от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 93-ФЗ).

Согласно статье 24 Закона N 93-ФЗ Закон N 94-ФЗ дополнен новой главой 3.1 "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме", состоящей из 12 статей (41.1–41.12). К сожалению, законодателю вновь не удалось избежать противоречий в формулировках, что неизбежно вызовет различное толкование при применении законодательных норм на практике.

Сделана попытка дать более подробное определение аукциона в электронной форме. Однако это практически не удалось, поскольку термин раскрыт через себя (тавтология). Получилось, что открытый аукцион в электронной форме – это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.

Электронная площадка – это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Размещать заказ с помощью аукциона в электронной форме можно только на тех электронных площадках, которые будут в официальном порядке признаны легитимными для взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками. Выбирать фактических операторов электронных площадок будут не сами заказчики, а Минэкономразвития России совместно с Федеральной антимонопольной службой.

Следует отметить, что данное положение не вызывает позитивной реакции у представителей тех регионов Российской Федерации, которые используют процедуру размещения заказа в виде аукциона в электронной форме достаточно давно. Они истратили значительные бюджетные ассигнования на создание и поддержание работы электронной площадки и считают имеющуюся систему оптимальной и налаженной для проведения регламентированных законодательством процедур как с технической, так и с правовой точки зрения.

До 1 июля 2010 г. заказчик, уполномоченный орган по своему усмотрению может проводить открытый аукцион в электронной форме в порядке, установленном ныне действующей редакцией статьи 41 Закона N 94-ФЗ, или в порядке, установленном главой 3.1 Закона N 94-ФЗ. При этом в случае проведения аукциона в порядке, установленном статьей 41 Закона N 94-ФЗ, заказчик, уполномоченный орган не должны требовать от участников размещения заказа обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Таким образом, у органов, уполномоченных на размещение заказа, и у заказчиков есть время на детальное изучение правил нового электронного торга.

Правительству РФ (без ограничения срока на раздумье) поручено разработать критерии отбора электронных площадок и условия их функционирования. А до появления такого нормативного акта Правительство РФ может определить операторов электронных площадок для проведения аукционов в электронной форме в порядке, предусмотренном главой 3.1 Закона N 94-ФЗ, исключительно для федеральных нужд. Эта норма установлена пунктом 32 статьи 65 Закона N 94-ФЗ.

Следует отметить, что первоначально Правительству РФ было поручено разработать порядок отбора операторов электронных площадок, причем был определен срок – до 1 июля 2009 г. Так было установлено в статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако 15 мая 2009 г. эта норма утратила силу согласно статье 29 Закона N 93-ФЗ.

Таким образом, начиная с 1 июля 2009 г. электронный аукцион для федеральных нужд уже может проводиться в порядке, установленном главой 3.1 Закона N 94-ФЗ. Для нужд регионального и муниципального значения новые правила станут доступными только после активной подготовительной работы со стороны Правительства РФ, Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы.

Новая форма проведения электронного аукциона вводит в закупочную процедуру еще одного субъекта – оператора электронной площадки (далее также – оператор). Он должен будет выполнять организационную и техническую функции при проведении самого торга, в целях обеспечения конфиденциальности информации выступать "буфером" между заказчиком и участниками размещения заказа до выявления победителя и заключения контракта, осуществлять проверку правоспособности и дееспособности потенциальных участников размещения заказа на этапе аккредитации на электронной площадке.

Оператором электронной площадки может выступать как юридическое лицо (вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, места происхождения капитала, формы собственности), так и физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Оператор должен быть зарегистрирован в установленном порядке, а также владеть электронной площадкой и программно-аппаратными средствами для проведения электронных аукционов.

Владеть – это не значит обязательно быть собственником. Исходя из норм Гражданского кодекса РФ, право владения может быть также основано на праве аренды или безвозмездного пользования. Очевидно, что законодатель подразумевал законное владение площадкой и программными средствами. Поэтому на статус оператора не смогут претендовать недобросовестные владельцы, у которых площадки появились в результате неправомерных действий.

История электронных торгов

История электронной торговли насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития.

Началом эпохи электронной торговли принято считать 1960 г., когда компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы автоматизации по резервированию мест на авиарейсы.

Вслед за этим, в 1976 г., два молодых американских математика из Стэндфордского университета Уитфилд Диффи (Whitfield Diffie) и Мартин Хеллман (Martin Hellman) сформулировали идею цифровой подписи как законного средства подтверждения подлинности и авторства электронного документа (электронная аутентификация). Изложенные авторами принципы заложили основы электронного заключения сделок.

В 1987 г. биржа "Chicago Mercantile Exchange" впервые запустила электронные торги, и это стало еще одной ступенью развития электронной торговли, ставшей теперь почти общедоступной. На руку сыграл и компьютерный бум, открыв доступ на биржу любому, кто обладал компьютером и мог выйти в Интернет.

В государственных закупках электронные торги также появились задолго до того, как они были законодательно закреплены на федеральном уровне. Так, например, Распоряжение главы администрации Белгородской области от 11 марта 2002 г. N 151-р "О проведении опытных электронных торгов" и Распоряжение главы администрации Белгородской области от 18 сентября 2002 г. N 716-р "О работе системы "Электронные торги" уже в 2002 г. закрепили возможность проведения аукциона в электронной форме. Также среди "передовиков" были Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Москва.

С принятием Закона N 94-ФЗ электронный аукцион был "легализован" на федеральном уровне.

Рассмотрим более подробно процедуру проведения открытого аукциона в электронной форме, установленную главой 3.1 Закона N 94-ФЗ и вводимую в действие с 1 июля 2009 г. Законом N 93-ФЗ (статья 30).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 6/2009 читайте также:

Аккредитация участников размещения заказа
Подготовка к проведению открытого аукциона

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме

Документация об открытом аукционе в электронной форме

Внесение изменений в извещение и отказ от проведения электронного аукциона

Прием заявок на участие в аукционе
Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе

Первый этап рассмотрения аукционных заявок

Проведение аукциона в электронной форме

Второй этап рассмотрения аукционных заявок

Заключение контракта

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" N 6/2009

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за размещение отходов: последние новости из высшего арбитражного суда
Представительские расходы
Электронный аукцион
Сложные вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17306.html

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17188.html

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_17412.html

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18258.html

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18259.html

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_18257.html

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://content.mail.ru/pages/p_66945.html



Хотите начать свой бизнес?
Стабильный доход уже с $5000


Сообщить о нарушении данной рассылкой правил Сервиса
Отписаться : Нажмите и отправьте это письмо

FeedBurner FeedCount

Архив блога