ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО" Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность" Здравствуйте, уважаемые читатели! Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 6/2010 Смотрите в конце выпуска: Государство будет выполнять свои социальные обязательства по-новому Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса Особенности правового положения учреждений Казенные учреждения Поскольку, как уже было отмечено, статус вводимых казенных учреждений совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения, то и определение казенного учреждения дано в Бюджетном кодексе РФ. То есть определение бюджетного учреждения из БК РФ исключено (теперь оно приводится в Законе об НКО), а вместо него приводится определение казенного учреждения. О правовом положении ныне действующих бюджетных учреждений в переходный период рассказано ниже. Кроме того, во все нормы Бюджетного кодекса РФ внесены поправки в части определения правового положения казенных учреждений как субъектов бюджетных правоотношений и исключения норм о бюджетных учреждениях. Итак, казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абзац 39 статьи 6 БК РФ). Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (статья 161 БК РФ). Положения, установленные для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами. Основной деятельностью казенного учреждения является деятельность, которая непосредственно направлена на достижение целей, ради которых оно создано. Устав (положение) должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности казенного учреждения. Казенные учреждения не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. Они также не имеют права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Исполнять денежные обязательства, указанные в исполнительном документе, казенное учреждение будет в соответствии с нормами БК РФ, а именно в соответствии с главой 24.1. "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Как было отмечено, на казенные учреждения распространяется и Закон об НКО, но за исключением некоторых его норм. Так, к казенному учреждению не относятся нормы о порядке государственной регистрации НКО (статья 13.1), о государственной регистрации изменений учредительных документов НКО (статья 23), некоторые нормы об учредителях (пункты 1, 1.1–1.3 статьи 15). ТСоздание казенного учреждения Порядок принятия решения о создании казенного учреждения установлен Законом об НКО (статьи 13, 14). Учредительным документом казенного учреждения является его устав, утвержденный учредителем. Кроме того, в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, учредительным документом казенного учреждения может быть положение, утвержденное учредителем (статья 14 Закона об НКО). Порядок принятия решения о создании казенного учреждения, порядок утверждения устава и внесения в него изменений, а также порядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации казенных учреждений устанавливает соответственно: – Правительство РФ – в отношении федеральных казенных учреждений; – высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ; – местная администрация муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений. Устав казенного учреждения должен обязательно содержать: – наименование учреждения с указанием типа "казенное учреждение"; – сведения о собственнике его имущества; – исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; – указание о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. Все перечисленные нормы, касающиеся создания казенного учреждения, действуют и в отношении бюджетного учреждения нового типа. В случае реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Изменение типа учреждения в силу закона Помимо общего порядка изменения типа государственного (муниципального) учреждения, о чем мы рассказали выше, статья 31 Закона N 83-ФЗ предусматривает обязательное создание некоторых казенных учреждений путем изменения типа федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования Закона N 83-ФЗ (на 12 мая 2010 г.). Это: – управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований; – учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления; – специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; – учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти; Все перечисленные учреждения будут не бюджетными, а казенными учреждениями. Функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, созданного в силу закона, реализует федеральный орган государственной власти (государственный орган), ранее осуществлявший функции и полномочия его учредителя. Требования о переназначении руководителей и иных работников казенных учреждений, а также существующих бюджетных учреждений Закон не содержит. Имущество казенного учреждения Имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (государства или муниципального образования в лице учредителя). В отличие от бюджетного и автономного учреждений казенное учреждение не имеет права формировать в составе имущества целевой капитал (статья 25 Закона об НКО). Финансирование казенного учреждения Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Бюджетную смету казенного учреждения составляют, утверждают и ведут в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. В свою очередь с общие требования, которыми должен руководствоваться ГРБС при разработке этого порядка, устанавливает Минфин России. Бюджетную смету казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главным распорядителем бюджетных средств, утверждает руководитель этого органа. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (статья 221 БК РФ). Операции с бюджетными средствами казенное учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые соответственно в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований. Расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) не учитываются в расходах в целях обложения налогом на прибыль организаций. Теперь, соответственно, не бюджетные, а казенные учреждения освобождены от уплаты госпошлины. Отметим, что казенные учреждения (как и бюджетные, и автономные) не вправе переходить на единый сельскохозяйственный налог (подпункт 4 пункта 6 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ). Казенные учреждения также не вправе (как и бюджетные учреждения) переходить и на упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ). В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 6/2010 читайте также: Предпосылки изменений Правовое положение учреждений: общие нормы Особенности правового положения учреждений Бюджетные учреждения Автономные учреждения Вступление в силу Закона N 83-ФЗ и переходный период Правовое положение учреждений в переходный период Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 6/2010 Социальное страхование работников Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности, отражение результатов списания в бюджетном учете Оплата праздничных нерабочих дней Отражение расходов, осуществляемых за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Новое в законодательстве Кроссворд от БиНО Подписка на наши издания Подписка на почте Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов. С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart Подписка в Издательском доме Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction Альтернативная подписка Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter Наши электронные рассылки: |