ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"
Здравствуйте, уважаемые читатели!Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 3/2010Смотрите в конце выпуска:
Переобучение и повышение квалификации работников бюджетного учрежденияВозникновение потребности в переподготовке и повышении квалификации кадровВопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации посвящен специальный раздел Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), в который вошли статьи, начиная со 196-й и кончая 208-й. Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Каковы причины такой потребности? Или, иначе, что является целью переподготовки и повышения квалификации работников в организации? И бюджетной организации в частности. Ответ на этот вопрос требует сначала определения самих этих понятий. В статье 21 Закона "Об образовании" от 10июля 1992года N 3266-1 сказано, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Смысл повышения квалификации любой категории работника раскрыт в пункте 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (далее –Положение об учреждении повышения квалификации). В нем говорится, что повышение квалификации подразумевает обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимость освоения современных методов решения профессиональных задач. Смысл профессиональной переподготовки тоже определен в этом положении. Она является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования – системой получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, на базе имеющегося профессионального образования. Переобучение и повышение квалификации – инициатива работодателяСистема подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставлять работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Отсюда и требования к гибкости (подвижности) системы переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда. Решение о переподготовке и повышении квалификации кадров никогда не возникает у работодателя "на ровном месте": оно всегда продиктовано жизненной необходимостью и в первую очередь определяется функционированием и развитием организации. Например, это может происходить в случае ее структурной перестройки, когда меняются технологические процессы, открываются новые производства и (или) сворачиваются действующие, и ей уже требуются работники иных специальностей и уровней квалификации. Короче, когда происходят изменения в экономике организации или государства. Переобучать кадры приходится не только в эпохи перемен, но и в текущей деятельности. Ведь жизнь в организации не стоит на месте. Кто-то увольняется, уходит на пенсию, в декретный отпуск, болеет, и обязанности этих людей могут выполнять другие толковые сотрудники, если их переобучить или повысить им квалификацию. Кроме того, нужно переобучать и повышать квалификацию молодых способных работников для того, чтобы они в перспективе поднимались вверх по карьерной лестнице. Очевидно, что во всех таких случаях активизация потенциала имеющихся квалифицированных работников не потребует от работодателя привлечения новой рабочей силы и позволит ему сохранить проверенные кадры. Необходимость переобучения может быть связана и с сокращением численности или штата работников, несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе. Периодичность переобучения и повышения квалификацииВ соответствии с Положением об учреждении повышения квалификации оно должно проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Обязан ли выполнять это положение руководитель? Согласно статье 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Поэтому периодичность повышения квалификации специалистов он вправе устанавливать исходя из потребностей своего производства. Но только не в случаях обязательного проведения повышения квалификации, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Переобучение и повышение квалификации обязательноВ случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Для кого повышение квалификации обязательно? Например, для медиков. Повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, один раз в пять лет является одним из лицензионных требований при осуществлении организацией медицинской деятельности (пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30). Кроме того, медицинским работникам необходимо повышать квалификацию в связи с истечением срока действия сертификата специалиста, который позволяет работать по медицинской специальности. Обязательное повышение квалификации предусмотрено в частности: – государственных служащих (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти"). Повышение квалификации и переподготовка федеральных государственных гражданских служащих осуществляются на основе государственного заказа за счет средств федерального бюджета в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (пункты 4, 5 статьи 62 Федерального закона N 79-ФЗ); – медицинских работников (приказ Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием") – работников образовательных учреждений (статья 29 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"), а также научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (статья 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании"). Однако создание необходимых условий для повышения квалификации не реже одного раза в пять лет полагается только таким работникам. Для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, аналогичные гарантии могут устанавливать органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов; – работников физкультурно-спортивных организаций (Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"); – водителей (приказ Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом"). Если работодатель игнорирует обязательное повышение квалификации работников, определенное федеральными законами и нормативными актами, его могут привлечь к административной ответственности по статье 5.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда. На должностных лиц за это нарушение налагается административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное аналогичное нарушение грозит должностному лицу дисквалификацией от одного года до трех лет. Право работников на переподготовку и повышение квалификацииСтатья 197 ТК РФ предоставляет работникам право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Однако вряд ли эта норма позволяет им требовать от работодателя профессионального обучения в настоящем или будущем. Ведь реализовать право на переобучение возможно только в случае заключения договора между работником и работодателем. Об этом тоже сказано в этой статье. То есть в случае согласия обеих сторон. Соответственно, если одна из сторон – работодатель – не желает заключить такой договор, то реализация права работника невозможна. Поэтому работник может не требовать, а только просить направления на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. А работодатель может ему в этом и отказать. В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 3/2010 читайте также:Планирование мероприятий по переподготовке и повышению квалификацииОпределение потребности Переподготовка и переобучение работников Переподготовка рабочих Повышение квалификации рабочих Переподготовка специалистов Повышение квалификации специалистов Стажировка Консультационные семинары и тренинги Выбор образовательной организации Образовательные учреждения повышения квалификации специалистов Подразделения повышения квалификации, которые могут вести профессиональное обучение специалистов Право ведения образовательной деятельности Право выдачи документов государственного образца Финансирование переобучения Расходы на переобучение в сметах бюджетного учреждения Договор на оказание образовательных услугЧто надо знать об образовательной организации до заключения с ней договора Заключение договоров на переобучение Общие требования к договору Оплата по договору Изменение и расторжение договора Ответственность за неисполнение условий договора Гарантии и компенсации при переобученииДоговор на переобучение с работникомРаботник направлен на переобучение..."Учебная" командировка Переобучение в образовательной организацииИтоговая аттестация Документы об обучении
Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 3/2010Переподготовка и повышение квалификации работников силовых ведомствВ Инструкцию по бюджетному учету внесены измененияНарушения при оказании платных образовательных услугНовое в законодательствеКроссворд "К 8-му марта"
Подписка на наши изданияПодписка на почтеОформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов. С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart Подписка в Издательском домеУдобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction Альтернативная подпискаОформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter
Наши электронные рассылки: |