ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"
Здравствуйте, уважаемые читатели!Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 2/2010Смотрите в конце выпуска:
Исполнение закона о бюджете в 2010 годуЕ.А. Князева, советник государственной гражданской службы Российской Федерации III класса, к.э.н.СодержаниеСредства бюджетных учреждений от деятельности, приносящей доход Средства, поступающие во временное распоряжение учреждений Остатки внебюджетных средств Особенности использования бюджетных ассигнований в отдельных сферах Обслуживание отдельных счетов Особенности исполнения федерального бюджета в 2010 году 2 декабря 2009 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее – Закон о бюджете). Закон о бюджете вступает в силу с 1 января 2010 г. Это установлено статьей 5 Бюджетного кодекса РФ. В данной статье мы рассмотрим основные положения Закона о бюджете, которые касаются исполнения расходов федерального бюджета, а также разъяснения по близким вопросам, содержащиеся в недавно изданных письмах компетентных органов. В связи с принятием Закона о бюджете приостановлено действие норм некоторых федеральных законов, связанных с расходными обязательствами государства. Эти нормы мы приведем в конце статьи. Во исполнение Закона о бюджете подготовлено Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". В статье рассмотрены его положения, касающиеся размеров авансирования расходов. Средства бюджетных учреждений от деятельности, приносящей доходВ статье 6 Закона о бюджете указано, что средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Законом о бюджете также установлено, что данные средства не могут направляться учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозитах в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Напомним, что расходование указанных средств федеральные бюджетные учреждения осуществляют в соответствии: – с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России; – со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета. Рассмотрим некоторые последние изменения в этих вопросах, связанные с изданием писем Минфина России и Федерального казначейства. Срок действия генеральных разрешений (разрешений)Как известно, с 1 января 2009 г. действует Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н (далее – Приказ N 88н). С 1 января 2009 г. генеральные разрешения и разрешения оформляются в соответствии с этим порядком. Приказом Минфина России от 11 ноября 2009 г. N 116н срок действия ранее выданных генеральных разрешений и разрешений продлен до 1 января 2011 г. При этом согласно письму Минфина России от 25 июня 2009 г. N 02-03-09/2558, если получателю средств не оформлено новое разрешение, он может руководствоваться разрешением, оформленным в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности", до прекращения срока его действия, то есть до 1 января 2011 г. Тот факт, что приказ N 46н утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России от 23 декабря 2008 г. N 144н, не меняет сути. Есть только одно исключение: если срок действия разрешений установлен отдельными распоряжениями Правительства РФ, то они действуют в течение указанного в них срока (пункт 2 Приказа N 88н; то же подтверждено письмом Федерального казначейства от 4 сентября 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-518). Однако в распоряжениях Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 793-р, 794-р, 795-р не оговорен срок действия генеральных разрешений (разрешений), выданных упраздненными (преобразованными) федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, органы Федерального казначейства не вправе отказывать в приеме платежных документов по приносящей доход деятельности получателям средств федерального бюджета, обладающим такими разрешениями. Они не могут также отражать суммы поступлений по такой деятельности, как суммы без права расходования. Сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельностиВ письме от 26 ноября 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-677 Федеральное казначейство разъяснило вопрос о соответствии показателей в сведениях о сметных назначениях и сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Многие главные распорядители средств федерального бюджета, согласно установленному ими порядку, утверждают сметы подведомственных бюджетных учреждений с показателями в тысячах рублей, в то время как в сведениях о сметных назначениях они приводятся в рублях с копейками. Чтобы им не пришлось утверждать заново в 2009 г. эти сметы, суммы, указанные в смете в тысячах рублей, Федеральное казначейство постановило считать равными их значениям, выраженным в рублях с копейками (5 тыс. руб. = 5 000 руб. 00 коп.). В аналогичных показателях, отраженных в сведениях о сметных назначениях, в сотенном, десятичном и единичном разрядах должны быть указаны нули. При несоблюдении указанных требований орган Федерального казначейства на основании пункта 3.3 Приказа N 88н возвращает сведения о сметных назначениях для приведения их в соответствие со сметой. Средства, поступающие во временное распоряжение учрежденийВ пункте 2 статьи 6 Закона о бюджете установлено, что средства в валюте РФ, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Указанное положение распространяется на районные, межрайонные и специализированные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в связи с осуществлением судебными приставами – исполнителями исполнительных действий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Напомним, что для учета средств, поступающих во временное распоряжение, бюджетным учреждениям открыты лицевые счета с признаком 05. Это сделано в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н. Остатки внебюджетных средствВ 2009 г. в статью 6 Закона о бюджете был добавлен новый пункт, согласно которому Федеральное казначейство могло перечислять в 2009 г. остатки внебюджетных средств с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, возвращая их до 31 декабря 2009 г. на указанные счета. Эта норма сохранилась и в законе о бюджете на 2010 г. Данная норма позволяет переводить средства с балансовых счетов органов Федерального казначейства N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" (далее – счет N 40503) и N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" (далее – счет N 40302) на единый счет Федерального казначейства. В целом по стране на счете N 40503 числятся остатки средств в размере примерно 80 000 000 000 руб., на счете N 40302 – примерно 20 000 000 000 руб., в то время как эти суммы могут быть временно использованы в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета. Обратите внимание, что новая норма не затрагивает прав бюджетных учреждений по получению доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и по осуществлению расходов за счет этих средств. Такое использование средств является лишь одной из форм управления ликвидностью на счетах, открытых органам Федерального казначейства. Согласно Закону о бюджете использование остатков внебюджетных средств будет осуществляться в порядке, установленном Минфином России. Такой порядок утвержден приказом Минфина России от 15 мая 2009 г. N 46н – Порядок перечисления в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета. Особенности использования бюджетных ассигнований в отдельных сферахВ статье 9 Закона о бюджете закреплены особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта. Так, Правительство РФ устанавливает особый порядок использования бюджетных ассигнований на такие цели, как: 1) закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C; 2) закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения; 3) финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных учреждений здравоохранения; 4) финансовое обеспечение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ; 5) оплата расходов, связанных с лечением граждан РФ за пределами территории РФ, и др. В статье 10 Закона о бюджете установлены также особенности принятия отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения. Обслуживание отдельных счетовВ статье 22 Закона о бюджете установлены особенности обслуживания в 2010 г. Банком России и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса. Так, учреждения Банка России и кредитные организации осуществляют без взимания платы следующие операции: 1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам; 2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований; 3) проводят операции по приему наличных денежных средств от получателей бюджетных средств и по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами; 4) оказывают услуги по изготовлению и выдаче бумажных копий расчетных документов Федеральному казначейству и его территориальным органам. Особенности исполнения федерального бюджета в 2010 годуВ статье 24 Закона о бюджете реализованы требования пункта 3 статьи 217 БК РФ применительно к исполнению федерального бюджета в 2010 г. В данной статье БК РФ установлен перечень оснований для внесения в ходе исполнения бюджетов изменений в показатели сводной бюджетной росписи. Наряду с основаниями прямого действия, не требующими дополнительного законодательного регулирования, данный перечень содержит основания, которые должны конкретизироваться в ежегодном законе о бюджете. В рассматриваемом Законе о бюджете указаны следующие основания (статья 24): – использование зарезервированных бюджетных ассигнований в составе утвержденного общего объема расходов; – особенности исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета. В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" N 2/2010 читайте также:Приостановление действия норм отдельных законовОб авансировании расходов в 2010 году
Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" N 2/2010Натюрморт с фужеромНовое в бюджетной отчетностиАктуальные для силовых ведомств изменения в Налоговом кодексе РФ, действующие с 2010 годаИсполнение закона о бюджете в 2010 годуКлассификация операций сектора государственного управления в 2010 годуИсполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов: актуальные вопросыИзменения в порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначействомНовые нормативные акты по исполнению бюджетовВАС РФ о налоге на прибыль с доходов от арендыНовое в законодательстве Кроссворд "Доблесть защитника"
Подписка на наши изданияПодписка на почтеОформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов. С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart Подписка в Издательском домеУдобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction Альтернативная подпискаОформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го. Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter
Наши электронные рассылки: |